Электронные образовательные ресурсы нового поколения для начального общего образования: типология, потребности и разработки

Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий, что возможно только в случае наличия соответствующих технических средств информационных технологий.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, изменения внесены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241) предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий, что возможно только в случае наличия соответствующих технических средств информационных технологий (компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивные доски, датчики и т.д.), электронных образовательных ресурсов нового поколения, других учебно-методических материалов в электронной форме, ориентированных на достижение современных образовательных результатов.

Согласно ГОСТ Р 52653 – 2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. На практике ЭОР рассматривается как чрезвычайно широкое понятие, трактуемое и как элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текстовый документ, анимация, интерактивная модель, задание в  тестовой форме и т.д.), и как комбинация таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и как инновационная конструктивная среда, поддерживающая творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и как электронный учебник, содержащий системное изложение материала учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе. При этом термин «ЭОР нового поколения» воспринимается педагогами как ЭОР, соответствующий новым ФГОС, в том числе ФГОС НОО.

Прежде всего, среди ЭОР различают информационные источники и информационные инструменты.
Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов.  С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников могут быть выделены (по цели создания): общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления); педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программное средство, позволяющее учащемуся или учителю производить активные действия над информационным объектами, создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. Примером информационного инструмента, активно используемого в образовательном процессе учащимися и учителями, является текстовый редактор.

Современные образовательные результаты, определяемые ФГОС НОО, не могут быть достигнуты без использования широкого спектра информационных инструментов, среди которых можно выделить  следующие группы:
  • общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися (веб-браузер, почтовая программа-клиент; программ просмотра графических изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа);
  • специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования; редактор концептуальных диаграмм; тренажер обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор кукольных мультипликаций; редактор рисованных мультипликаций; редактор визуализации и анализа хронологической информации; комплект модулей для организации отдельных видов проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в начальном общем образовании; среды для программирования управляемых устройств, используемых в начальном общем образовании);
  • инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система организации управления информационным образовательным пространством; инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения;  инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса).
Значительная часть потребностей начального общего образования в ЭОР нового поколения и других учебных и методических материалах будет обеспечена в процессе реализации проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».

Методические материалы, примеры учебных заданий и учебных ситуаций, требующих осознанного использования информационных технологий, формируются в ходе реализации государственного контракта № 07.Р07.11.0013 «Разработка современных образовательных технологий, включая разработку комплектов учебно-методических  материалов для учителей, обеспечивающих использование ЭОР в соответствии с ФГОС», выполняемого ОАО «Издательство «Просвещение». В рамках этой работы проведен анализ скрытых и реализуемых возможностей инструментов, средств ИКТ и ЭОР в начальном общем образовании, проведено обобщение с позиций организации педагогически эффективной и целесообразной учебной деятельности учащихся, выполняемой ими в рамках определяемых стандартом классов учебных задач. В результате в помощь учителям разработано 400 методических сценариев (включая методические и информационно-технологические материалы) целесообразного использования ЭОР и ИКТ в учебном процессе.

Потребности начального общего образования (1-ый и 2-ой классы) в комплексных ЭОР нового поколения, предназначенных для разных моделей организации образовательного процесса и для разных этапов учебной деятельности, разрабатываются ООО «Центр перспективных технологий» в рамках государственного контракта № 07.P07.11.0008 «Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья». В рамках данного государственного контракта разрабатывается 300 ЭОР для 1-го класса и 400 ЭОР для 2-го класса, что покрывает 50% потребностей 1-х и 2-х классов в ресурсах данного типа.

Важным условием достижения современных образовательных результатов является использование в учебном процессе различных конструктивных творческих сред и тренажеров, использование которых: позволяет поддерживать различные формы организации образовательного процесса (аудиторную, проектную, дистанционную, самообразование); обеспечивает возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода за счет внедрения элементов эксперимента и исследования в учебный процесс; позволяет быстрее и эффективнее освоить школьный курс, повышает запоминаемость материала; повышает степень эмоциональной вовлеченности учеников, обеспечивает возможность постановки творческих задач и организации проектной работы.

Часть потребностей начальной школы в конструктивных творческих средах в ближайшей перспективе будет удовлетворена за счет результатов работ, выполняемых ООО «Центр перспективных технологий» в рамках государственного контракта № 07.P07.11.0008 «Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья», согласно которому разрабатываются следующие творческие конструктивные среды для учащихся 1–4 классов:
  • графическая творческая конструктивная среда для обучения математике – «Геометрический планшет»;
  • творческая конструктивная среда для изучения окружающего мира – «Конструктор карт и планов»;
  • творческая конструктивная среда-тренажер для обучения русскому языку на основе клавиатурного письма – «Клавиатурное письмо»;
  • творческая конструктивная среда для изучения хронологической информации – «Конструктор событий»;
  • творческая конструктивная среда для создания творческих проектов посредством ввода и преобразования текстовой и графической информации – «Оформитель».
Для полного обеспечения потребностей начальной школы в программных продуктах такого типа, определяемых требованиями ФГОС НОО,  уже в ближайшей перспективе необходима дополнительная разработка  творческих сред:

1) для создания мультимедиа контента, отвечающих следующим требованиям: наличие возможности создания слайдовых презентаций, как на основе шаблонов, так и с чистого листа; наличие поддержки файлов стандартных графических форматов, видео форматов, звуковых форматов; наличие возможности работы с простыми трехмерными объектами (например, куб, пирамида); наличие возможности создания и импортирования таблиц с последующим созданием диаграмм; наличие возможности создания комментариев, отображаемых вместе с документом, создания диаграмм, редактирования изображений;

2) для работы с хронологической информацией, отвечающих следующим требованиям: возможность построения лент времени с масштабом шкалы от 1 секунды до тысячелетия; возможность одновременной работы не менее чем с 2-мя лентами времени; наличие галереи событий;

3) для построения и анализа генеалогических (родословных) деревьев, отвечающих следующим требованиям: возможность построения небольшого генеалогического (родословного) дерева; возможность анализ восходящего и нисходящего родословия;

4) для построения концептуальных диаграмм, отвечающих следующим требованиям: возможность построения небольших концептуальных диаграмм с простраиванием связей; возможность анализ визуального преобразования и анализа диаграмм;

5) для создания видеороликов, анимации и дизайна, отвечающих следующим требованиям: наличие возможности создания покадровой мультипликации; наличие возможности при обработке видеть предыдущий кадр; наличие возможности обеспечения захвата изображения с фотокамеры и веб-камеры, подключенных по USB; наличие возможности установки временных интервалов между захватами изображения с видеокамеры;

6) для организации звуковых коллекций, отвечающих следующим требованиям: наличие возможности совместного одновременного прослушивания с компьютера ученика звуковых файлов, записанных на жесткий диск компьютера учителя или сервер через локальную компьютерную сеть; наличие возможности импорта записей с CD и конвертирования их в иные цифровые форматы при сохранении на жестком диске;

7) для создания и редактирования видеофильмов, отвечающих следующим требованиям: наличие возможности работы с цифровыми видеокамерами с типом записи на жесткий диск или флэш-память и поддержкой подключения по разъемам USB; наличие возможности монтажа видеоматериалов, накладывания звукового сопровождения, применения титров и переходов между сценами; наличие возможности стабилизации отснятого видеоряда при редактировании;  наличие возможности предварительного воспроизведения аудиофайлов из программы по организации звуковых коллекций, фотофайлов из программы создания фотоколлекций и редактирования фотографий, видеофайлов предыдущих проектов и возможности импортирования аудио – и фотофайлов в видеофильм;

8) для создания и редактирования музыкальных композиций, отвечающих следующим требованиям: наличие возможности записи, редактирования, микширования, экспорта музыкальных композиций; наличие возможности использование набора виртуальных инструментов; наличие возможности аккомпанирования дополнительными инструментами; наличие поддержки внешних музыкальных клавиатур, подключенных по USB, возможности синтезирования инструментов с помощью внешней клавиатуры; наличие возможности исправления ошибок в записанной композиции; наличие возможности динамического изменения темпа, ритма и тональности при создании композиции; наличие возможности изучения различных инструментов и их гармонических сочетаний;

9) для создания фотоколлекций и редактирования фотографий, отвечающих следующим требованиям: наличие возможности импорта изображений из фотокамеры; наличие поддержки форматов файлов JPEG и RAW; наличие возможности использования таких технологических инструментов, как кадрирование, ретуширование, настройка контрастности и резкости.

Обязательными требованиями к каждой описанной конструктивной творческой среде являются: простота и удобство интерфейса; соответствие размеров шрифтовых решений техническим регламентам к товарам для детей соответствующего возраста.

Необходимым условием успешного внедрения ФГОС, достижения современных образовательных результатов, является повышение квалификации педагогических кадров по вопросам эффективного использования средств ИКТ и ЭОР в учебном процессе.

Босова Л.Л., д.п.н., главный специалист отдела проектов в сфере информатизации образования НФПК
Муранов А.А., к.п.н., руководитель экспертно-аналитического направления работ проектов в сфере информатизации образования НФПК

Поиск

Популярное