Описание потребностей основного общего образования в электронных образовательных ресурсах (Проект)

Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вашему вниманию Проект Матрицы потребностей основного общего образования в электронных образовательных ресурсах. Проект приводится ниже.

Описание потребностей основного общего образования в электронных образовательных ресурсах (Проект)

Матрица потребностей в электронных образовательных интернет-ресурсах нового поколения и других учебных и методических материалах, необходимых для эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе для основного общего образования разрабатывалась на основе:
 
  • результатов проведение в 2012 году в субъектах Российской Федерации исследований по оценке эффективности использования и востребованности ЭОР в общеобразовательных учреждениях;
  • результатов педагогической экспертизы результатов внедрения электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями, в субъектах РФ.
Матрица потребностей основного общего образования основывается на требованиях Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).

При разработке матрицы потребностей анализировались требования к предметным результатам и требования кметапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Новый стандарт основного общего образования предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий. Использование информационных технологий возможно только в том случае, если есть технические средства информационных технологий (компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивные доски, датчики и т.д.) и программное обеспечение. Программное обеспечение, используемое в образовательном процессе, принято называть электронными образовательными ресурсами (ЭОР).

ЭОР – чрезвычайно широкое понятие, трактуемое в настоящее время  и как элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текстовый документ, анимация, интерактивная модель, задание в  тестовой форме и т.д.), и как комбинация таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и как инновационная конструктивная среда, поддерживающая творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и как электронный учебник, содержащий систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе, обладающий принципиально новыми эргономическими свойствами и технологическими возможностями.

С точки зрения потребности общего образования в ЭОР на основании проведенного исследования было проведено следующее деление ЭОР:
  • информационные инструменты;
  • информационные источники;
  • интерактивные мультимедийные электронные учебники.

 Информационные инструменты

Информационный инструментучебной деятельности это программное средство, позволяющее учащемуся или учителю производить активные действия над информационным объектами, создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. Примером информационного инструмента, активно используемого в образовательном процессе учащимися и учителями, является текстовый редактор. Среди информационных инструментов, используемых в образовательном процессе, принято выделять инструменты общего пользования, широко используемые за пределами школ (текстовые и графические редакторы, редакторы презентаций, электронные таблицы, геоинформационные системы) и специализированные образовательные инструменты (системы тестирования, специальные виртуальные лаборатории и конструктивные творческие среды).

В ходе проведенного исследования было принято решение для целей описания потребностей общего  образования выделить следующие группы информационных инструментов:
  • инструменты учебной деятельности;
  • инструменты организации учебного процесса.
К инструментам учебной деятельности относятся программные продукты, используемые учащимися в ходе работы по созданию и редактированию различных объектов. Большую часть этой группы составляют общепользовательские инструменты, используемые не только в образовании. Такие инструменты разрабатывались производителями без учета специальных потребностей образования, так и вообще без учета каких-либо специальных профессиональных требований. Прежде всего, это текстовый редактор, редактор презентаций и различные графические редакторы. Однако достаточно большую группу необходимых инструментов учебной деятельности составляют инструменты, специально разработанные для образования. К таким инструментам можно отнести виртуальные конструкторы по различным предметам (математике, физике, биологии).

Отдельную группу инструментов, используемых в учебной деятельности, составляют профессиональные информационные инструменты, в том числе адаптированные к использованию в общем образовании. К таким инструментам можно отнести инструменты для черчения, моделирования, геоинформационные системы. Большое значение использование данных инструментов отводится в среднем (полном) общем образовании и в среднем профессиональном образовании, однако они также необходимы и в общем образовании.

Таким образом, среди инструментов учебной деятельности выделяют:
  • общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися;
  • специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися;
  • профессиональные информационные инструменты, адаптированные к использованию в образовании.
Круг общепользовательских инструментов, используемых учителями и учащимися в учебном процессе, постоянно расширяется. На данный момент к таким инструментам относятся следующие группы инструментов:
  • веб-браузер;
  • почтовая программа-клиент;
  • программ просмотра графических образов;
  • программа воспроизведения мультимедийных файлов, в том числе аудио- и видеозаписей;
  • текстовый редактор;
  • редактор векторной графики;
  • редактор растровой графики;
  • редактор фотографий;
  • редактор электронных таблиц;
  • редактор мультимедийных презентаций;
  • редактор видеомонтажа.
Особенностью основной школы, в отличие от основной школы, является возможность использовать на рабочих местах учащихся общепользовательские инструменты, первоначально разработанные для взрослых, в том числе для профессиональной деятельности. Нет необходимости адаптировать данные инструменты с учетом возрастных особенностей на уровне разработки, вся необходимая адаптация может быть проведена на уровне настройки программ.

Общепользовательские инструменты, как правило, являются метапредметными и используются на всех или на большинстве предметов общеобразовательной школы.

К специализированным образовательным инструментам, используемым учителями и учащимися, относятся следующие группы инструментов:
  • интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования;
  • редактор концептуальных диаграмм;
  • редактор визуализации и анализа хронологической информации;
  • инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков;
  • инструмент программирования управляемых устройств;
  • виртуальные лаборатории по различным школьным предметам.
В отдельную группу специализированных образовательных инструментов необходимо вынести различные тренажеры:
  • тренажер обучения клавиатурному письму;
  • тренажер формирования навыков грамотного письма;
  • тренажер вычислительных навыков;
  • тренажеры подготовки к ГИА.
Тренажеры подготовки к ГИА составляют новую группу инструментов, связанных с повсеместным переходом к использованию тестовых методик при сдаче государственной итоговой аттестации об окончании основного общего образования.

К профессиональным информационным инструментам, адаптированным к использованию в общем образовании, обычно относятся следующие группы инструментов:
  • редактор генеалогической информации;
  • геоинформационная система;
  • системы проектирования;
  • профессиональные системы программирования.
Список таких инструментов постоянно расширяется с расширением числа инструментов, используемых в профессиональной деятельности.

Важное значение на данный момент имеют инструменты организации образовательного процесса, основной целью использования которых является формирование информационного пространства образовательного учреждения, организация взаимодействия учащихся использующих компьютеры (в том числе мобильные компьютеры и планшеты). Рассматриваются следующие группы инструментов:
  • электронный журнал;
  • инструмент подготовки заданий для учащихся;
  • инструмент управления компьютерами учащихся;
  • система организации управления информационным образовательным пространством, согласованная с электронным журналом, обеспечивающай:
    - поиска цифровых образовательных ресурсов и создания на их основе собственных творческих работ;
    - размещения работ учащихся;
    - организации групповой работы;
    - взаимодействия учащихся с учителем и между собой;
  • инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом
  • инструмент контроля за результатами обучения:
    - инструмент создания тестов
    - система проведения тестирования, учета и анализа результатов, согласованная с электронным журналом
  • инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса.
Инструменты организации  образовательного процесса используются независимо от изучаемого предмета.
 
Информационные источники

Информационный источник это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов.  С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Информационные источники, используемые в общем образовании, также принято делить на следующие группы:
  • общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, научная и техническая информация, цифровая фото и видеофиксация  природных объектов и явлении, базы данных с различной информацией о жизни нашей планеты, например, о погодных условиях в разных ее точках);
  • педагогические информационные источники (ресурсы), разработанные специально для целей учебного процесса.
Среди общекультурных  информационных источников, представленных в цифровом формате, выделяют (по природе основной информации):
  • текстовые ЭОР (коллекции текстовых материалов), содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
  • изобразительные ЭОР (коллекции фотографий и всевозможных оцифрованных изображений), содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки;
  • звуковые ЭОР (коллекции аудиозаписей), содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
  • мультимедийные ЭОР (коллекции видеозаписей со звуковым сопровождением и пр.), в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано;
  • интерактивные модели объектов и явлений природы, технических устройств.

Список информационных источников, представленных в цифровом формате и доступных широкой общественности, в последнее десятилетие резко расширяется за счет развития сети Интернет, размещения в широком доступе огромного числа различных материалов. Все обилие информации, размещенной в сети Интернет, может эффективно использоваться в учебном процессе.
 
Однако обилие информации накладывает проблемы выбора достоверных источников информации.

Педагогические  информационные источники принято делить по функциям в учебном процессе:
  • предъявление учебной информации ученику:
- статические (неинтерактивные) плакаты-конспекты;
- интерактивные плакаты-конспекты;
- слайд-шоу и презентации;
- интерактивные информационные модули;
  • организация самостоятельной практической работы ученика:
- комплекты материалов для организации практических занятий;
- комплекты материалов для организации проектной работы;
  • контроль и оценка знаний учащихся:
- задания в тестовой форме.

Отличительной особенностью педагогических информационных источников является их специальная направленность на решение педагогических задач, в том числе учет психолого-педагогических возрастных особенностей учащихся. Педагогические информационные источники, как правило, разрабатываются для конкретного возраста учащихся (класса обучения), учитывают предполагаемый достигнутый к моменту знакомства с информационным источником уровень знаний. При создании педагогических информационных источников, как правило, используются общекультурные информационные источники. Например, при создании педагогического информационного источника по географии используются географические карты, фотографии изучаемых географических объектов, архивная информация о погоде, другие данные.

Особенно широкая возможность создания педагогических информационных источников на основе общекультурных открывается при использовании цифрового формата. Его использование позволяет создавать разную педагогическую «обвязку» к одному общекультурному информационному источнику, разное текстовое сопровождение, учитывающее возраст и знания пользователя.

В период с 2004 по 2010 годы в отечественной системе образования был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив по формированию системы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для многих предметных областей. Большая часть разработанных ЭОР являются типичными педагогическими информационными источниками. Другая часть ЭОР является упражнениями тестового типа.

Предполагалось, что ЭОР разрабатываются, прежде всего, для использования учащимися, в том числе для самостоятельной работы. Однако в подавляющем большинстве случаев ЭОР используются при организации фронтальной работы на уроке, даже при наличии домашних компьютеров школьники чрезвычайно редко используют ЭОР в процессе самоподготовки.

Наиболее важным для образования педагогическим информационным источником является учебник – основное учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе. В рамках проводимого анализа учебники, использующие цифровой формат, были выделены в отдельную группу.

Тенденции развития средств информационных и коммуникационных технологий свидетельствуют о необходимости рассмотрения в качестве компьютерного устройства для работы учащегося различных вариантов мобильных электронных устройств, таких как интернет планшеты, нетбуки, устройства для чтения электронных книг и т.д. Современные технологии позволяют перейти от классического бумажного учебника к современному учебнику, включающему мультимедийный интерактивный образовательный контент, представив его в форме интерактивного мультимедийного электронного  учебника (ИМЭУ). Электронный учебник обладает рядом принципиально новых свойств:
  • возможностью обновления содержания, в том числе оперативного исправления замеченных ошибок, добавления новых данных;
  • мультимедийными возможностями (использование аудио и видеозаписей, мультипликации);
  • возможностью использования автоматического контроля знаний, через систему всторенных тестов;
  • возможностью использовать интерактивные модели для самостоятельного поиска знаний.
Переход на широкое использование ИМЭУ позволит создать активно-деятельностную познавательную среду для учащегося, активнее включать в учебный процесс творческую и поисковую деятельность учащихся. При создании ИМЭУ необходимо сохранить все достоинства классического печатного учебника и обогатить его за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно-измерительных материалов, встроенного полнотекстового поиска и других возможностей, вносимых использованием информационных технологий.

При разработке матрицы потребностей основным условием являлась необходимость достижения требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Анализ ресурсов, размещенных в Федеральном центре информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) показывает следующее распределение ЭОР для общего образования по предметам:
 
Предмет Всего
Русский язык 725
Литература 107
Иностранный язык 724
Математика 491
История 1261
Обществознание 191
География 406
Естествознание 499
Физика 996
Химия 593
Биология 1336
Изобразительное искусство 391
Музыка 319
Технология 873

Все ЭОР, размещенные во ФЦИОР сделаны по единому шаблону, большинство ресурсов требует установки специального ОМС плеера, работающего в ограниченном числе операционных систем. Формально ЭОР делятся на 3 типа: И-информационный, П-практический, К-контрольный. Однако анализ показывает, что в большинстве случае все ресурсы независимо от указанного типа носят комплексный характер и содержат информационные компоненты и компоненты для самоконтроля. До последнего момента не была обеспечена возможность использования по назначению контрольных ЭОР, поскольку во ФЦИОР не размещено никакой системы организации образовательного процесса, позволяющих осуществить загрузку и использование ЭОР.

Среди размещенных во ФЦИОР есть достаточно интересные и полезные ресурсы, однако сложность их поиска, а также техническая сложность воспроизведения приводит к их низкой используемости. Число скачиваний каждого ресурса для разных предметов колеблется в приделах от 50  до 4000 скачиваний, что говорит о том, что даже наиболее популярные ресурсы попали менее чем в 10% школ России.   



Анализ показывает, что низкая популярность ресурсов ФЦИОР во многом связана с неудобной организацией их хранения и описания. Ресурсы на портале после выбора предмета располагаются просто в алфавитном порядке, отсутствует какая-либо тематическая привязка, привязка к учебникам и тематическим планированиям.
 
Анализ ресурсов, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  (ЕК ЦОР) показывает следующее распределение ЭОР для общего образования по предметам:

 
Предмет Всего
Русский язык 4277
Литература 6484
Иностранный язык 634
Математика 17105
История 16404
Обществознание 897
География 2235
Естествознание 1982
Физика 8885
Химия 2804
Биология 1336
Изобразительное искусство 6202
Музыка 6451
Технология 334
 
Посещаемость данного портала значительно выше. Он входит в десятку наиболее популярных сайтов образовательного характера, является наиболее посещаемым порталом, из всех порталов, созданных за счет средств бюджета для образования.

Общее число посетителей за время работы Единой коллекции превысило 50 миллионов пользователей, Среднее ежемесячное число пользователей превышает миллион  человек, число обращений доходит до 10 миллионов. 

  
Интерес представляет анализ числа обращений с использованием различных поисковых механизмов Единой коллекции. Наиболее востребованным инструментом поиска ресурсов является их привязка к оглавлениям используемых учебников.



Большая часть ресурсов, размещенных в Единой коллекции, относится к информационным источникам. Однако в коллекции также размещены и пользуются достаточно высокой популярностью различные информационные инструменты.



Наибольшей популярностью пользуется Математический конструктор.  Также высокой популярностью пользуются тренажеры по русскому языку и клавиатурному письму.

Текущая статистика посещаемости портала (по рейтингу Rambler) приведена ниже:

 
Необходимо отметить, что пополнение Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов закончилось более 4-х лет назад. На данный момент ряд материалов устарели технически, не используют современных возможностей информационных технологий. Кроме того все ресурсы разрабатывались еще до принятия новых образовательных стандартов. Однако большая часть ресурсов продолжает быть актуальными для общего образования и может широко использоваться при работе по новым образовательным стандартам, особенно при наличии соответствующих методических рекомендаций.

 
Матрицы потребностей в электронных образовательных ресурсах по предметам

Ниже приводятся примеры описания потребностей по отдельным предметам.

РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п Название ресурса (комплекта ресурсов) Аннотация
1.                    Комплект интерактивных мультимедийных учебников Интерактивные мультимедийные учебники должны соответствовать учебникам, включенным в федеральный перечень и входить в систему учебников (систему интерактивных мультимедийных учебников). Комплект учебников должен включать тексты, мультимедийные демонстрационные материалы, в том числе интерактивные, систему заданий.
2.                    Набор учебных текстов по русскому языку Набор должен представлять собой мультимедийный учебный комплекс с изложением основных тематических направлений курса русского языка. В состав набора должны входить учебные текстовые материалы, справочник и интерактивные задания, объединенные гипертекстовой структурой.
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
3.                    Набор информационных текстов по русскому языку Ресурсы набора должны содержать дополнительный познавательный материал развивающего характера, позволяющий учащимся выйти за рамки традиционных программ. Информационные тексты по русскому языку могут быть использованы учениками в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач.
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
4.                    Биографии выдающихся деятелей в области русского языка Биографии выдающихся деятелей в области русского языка должны представлять собой изложение наиболее значительных фактов их жизни в хронологическом порядке, а также сведения об их научной деятельности. Тексты должны быть снабжены гиперссылками, позволяющими перейти к объектам других наборов, в том числе портретной галерее, учебным и информационным текстам.
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
5.                    Справочная литература по русскому языку Набор включает энциклопедии, справочники и словари по различным разделам русского языка, которые могут быть самостоятельно использованы учащимися в целях расширения знаний и формирования умений работы с первоисточниками, навыков отбора, анализа и интерпретации полученной информации.
Набор должен включать различные виды словарей (орфографический, толковы, словообразования и т.д.)  
6.                    Набор изображений по русскому языку Набор изображений по русскому языку должен представлять собой информационные ресурсы статистического синтезированного визуального ряда, иллюстрирующие различные объекты и события, изучаемые в курсе русского языка (например, «Карта распространения славянских языков»). Ресурсы набора должны быть соединены гиперссылками с информационными объектами/ресурсами других наборов и способствовать созданию эмоционального фона на уроках, повышению интереса учащихся к изучаемому материалу.
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
7.                    Биографии
 
В наборе должны быть представлены портреты выдающихся деятелей в области русского языка. Каждый портрет должен сопровождаться гиперссылочным материалом – биографией изображенного ученого, отражающей значительные факты его жизни в хронологическом порядке, а также сведения о научной деятельности. Биографии должны отображаться на ленте времени.
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
8.                    Набор графических изображений по русскому языку Набор графических изображений по русскому языку (схемы, таблицы) должен представлять собой информационные ресурсы статистического синтезированного визуального ряда, иллюстрирующие объекты и явления, изучаемые в рамках курса (например, «Генеалогическая схема развития систем письма», «Происхождение славянского и русского алфавитов», «Схема синтаксического разбора сложного предложения», «Типы и функции знаков препинания» и др.) Ресурсы набора должны быть соединены гиперссылками с информационными объектами/ресурсами других наборов, в том числе с интерактивными упражнениями.
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
9.                    Набор аудиоматериалов по русскому языку
 
Аудиоматериалы по русскому языку должны представлять собой информационные ресурсы, воспринимаемые на слух. С целью развития и совершенствования навыков аудирования (развитие фонематического слуха) учащихся в наборе должны быть представлены аудиоресурсы, демонстрирующие различные варианты произносительной стороны устной речи (например, «Московское произношение» и др.).
Набор может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
10.                Набор диктантов по русскому языку Диктант как отдельный объект коллекции должен представлять собой информационный источник сложной структуры, состоящий из «эталонного» текста и присоединенных к нему аудиофайлов. В наборе должна быть реализована возможность прослушивания текста диктанта целиком и отдельно по предложениям. В системе должен быть предусмотрен модуль сравнения текстов (написанного пользователем и «эталонного»), который отображает результаты выполнения диктанта, выдавая разобранный текст с выделенными ошибками, допущенными учащимися. По отдельной ссылке должна быть доступна версия диктанта с комментариями о том, где и какие правила применяются. Метаданные набора диктантов должны позволять осуществлять их поиск по темам курса, уровню сложности.
11.                Набор изложений по русскому языку Изложение как отдельный объект набора должно представлять собой информационный источник сложной структуры, состоящий из исходного текста (образца) и содержащий систему сервисов, обеспечивающих возможность сравнения текстов (написанного пользователем и исходного), отображения результатов выполнения изложения с точки зрения адекватности передачи смысла исходного текста, логики его изложения, речевых и стилистических ошибок, а также орфографических/пунктуационных/грамматических ошибок, допущенных учащимися, с комментариями и ссылками на применяемые правила. Тексты для изложений должны быть представлены в разноуровневой системе сложности, позволяющей осуществить дифференцированный подход в обучении.
12.                Интерактивные упражнения по русскому языку Упражнение как отдельный объект набора должно представлять собой интерактивное учебное задание для закрепления полученных учащимися знаний и отработки практических навыков по русскому языку. Каждое упражнение должно быть представлено в следующих формах: текст упражнения; комментарии для выполнения упражнения, содержащие справочную информацию, необходимую как для выполнения упражнения, так и для лучшего усвоения учебного материала; текст выполненного упражнения (образец). Система оценки выполнения упражнений должна включать следующие разделы: поиск, нахождение и фиксация ошибок на основании сравнения с образцом; предъявление ошибок пользователю; справочные комментарии. Метаданные упражнений должны позволять осуществлять их поиск по темам курса; уровню сложности; наборам (группам).
13.                Интерактивные тесты по русскому языку Интерактивные тесты по русскому языку должны представлять собой набор информационных ресурсов, организующих систему контроля результатов обучения (текущую и итоговую), предлагающую учащемуся либо выбрать из ряда ответов правильный, либо расположить ответы в нужной последовательности, либо заполнить пропуски и пр. В набор должны быть включены тестовые задания, сгруппированные по принципу ступень/класс/учебная тема. Каждый тест должен быть представлен в следующих формах: текст теста; комментарии, содержащие справочную информацию, необходимую как для выполнения теста, так и для лучшего усвоения основного учебного материала; ответы.
14.                Грамматический тренажер по русскому языку Грамматический тренажер должен представлять собой обучающую информационную систему, имитирующую различного рода грамматические конструкции и речевые ситуации, на которые учащийся должен адекватно и своевременно реагировать с точки зрения применения правил грамматики русского языка. Грамматический тренажер должен включать коллекцию заданий, позволяющих отрабатывать и контролировать знания и умения учащихся по русскому языку.
15.                Лингвистические игры
 
Ресурсы набора должны представлять собой интегрированные творческие мультимедиа среды, которые позволят учащимся выступить в роли ученых-лингвистов, проводя простые творческие исследований в области лексики, фразеологии и стилистики русского языка. Лингвистические игры должны способствовать поэтапному формированию умственных действий учащихся; совершенствованию их речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.
16.                Набор информационных инструментов Текстовый редактор
Редактор презентаций

 
17.                Библиотека учителя В данном наборе должны быть представлены материалы, необходимых учителю в процессе организации учебно-воспитательного процесса (нормативные документы, учебно-методическая литература, сборники тестов, контрольных и проверочных работ, тематические подборки заданий, экзаменационные и дидактические материалы, в том числе планирование и конспекты разработок уроков по избранным темам школьной программы, творческие работы учащихся и др.).

ЛИТЕРАТУРА

№ п/п Название ресурса (комплекта ресурсов) Аннотация
1.                    Комплект интерактивных мультимедийных учебников Интерактивные мультимедийные учебники должны соответствовать учебникам, включенным в федеральный перечень и входить в систему учебников (систему интерактивных мультимедийных учебников). Комплект учебников должен включать тексты, мультимедийные демонстрационные материалы, в том числе интерактивные, систему заданий.
2.                    Словарь терминов по литературе Словарь терминов должен включать определения литературоведческих понятий, изучаемых в курсе «Литературное чтение». В словаре терминов должны использоваться гиперссылки.
Словарь терминов может входить в состав интерактивных мультимедийных учебников.
3.                    Хрестоматия по литературе Набор должен включать весь спектр изучаемых в рамках основного общего образования произведений. Произведения должны быть представлены в виде текстов, в том числе иллюстрированных, являющихся электронными копиями бумажных изданий. Тексты произведения также могут быть представлены в виде аудиозаписей их прочтения выдающимися исполнителями. 
4.                    Набор материалов для проектной деятельности Ресурсы набора должны быть предназначены для организации работы учащихся над индивидуальными и групповыми проектами и охватывать все этапы выполнения проекта: от оформления замысла до оценки результатов. Материалы набора должны помочь учащимся освоить базовые способы деятельности, необходимые для работы над проектами, в том числе, основы работы с информацией, принципы планирования, навыки работы в группе с учетом распределения ролей.
5.                    Биографии выдающихся поэтов и писателей, произведения которых изучаются в основной школе Биографии выдающихся поэтов и писателей должны представлять собой иллюстрированное изложение наиболее значительных фактов их жизни в хронологическом порядке, а также сведения об их литературной деятельности. Тексты должны быть снабжены гиперссылками, позволяющими перейти к различным медийным и мультимедийным объектам: портретам текстам произведений. Биографии должны отображаться на ленте времени.
6.                    Мастерская художественного чтения В данном наборе должны быть представлены тексты художественных произведений (как стихотворных, так и прозаических). Каждое произведение как отдельный объект набора должно быть представлено в виде полного текста стихотворного произведения и присоединенных к нему аудиофайлов, дающих возможность прослушать текст в исполнении мастеров художественного слова и интерактивных конструкций, позволяющих на основе специального нотирования текста произвести отработку навыков художественного чтения стихотворения (ритмико-интонационной структуры, выделения логических акцентов и пр.) а также записать варианты собственного чтения текста с возможностью последующего их прослушивания.
7.                    Видеоматериалы по литературе
 
Видеоматериалы по литературе должны представлять собой информационные ресурсы динамического реалистического визуального ряда со звуком. В составе данного набора должны быть представлены художественные и мультипликационные фильмы и их фрагменты, которые могут быть использованы при изучении нового материала, а также при обобщении и закреплении изученного.
8.                    Аудиоматериалы по литературе
 
Аудиоматериалы по литературе должны представлять собой информационные ресурсы, воспринимаемые на слух. В наборе должны быть представлены литературные произведения в исполнении мастеров художественного слова (в том числе, авторов), радиоспектакли, аудиоресурсы, позволяющие создать эмоциональный фон на уроках.
9.                    Виртуальные литературные среды Ресурсы набора должны представлять собой интегрированные творческие мультимедиа среды, которые позволят учащимся окунуться в мир литературы как вида искусства.
10.                Набор информационных инструментов Текстовый редактор
Редактор презентаций

 
11.                Библиотека учителя В наборе должны быть представлены материалы, необходимые учителю для организации учебно-воспитательного процесса как на уроках литературного чтения (учебно-методическая литература, сборники проверочных и тестовых заданий, примерные темы проектных работ), так и во внеурочной деятельности
 
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
(данные материалы необходимы для всех изучаемых языков)
 
№ п/п Название набора/коллекции ресурсов Аннотация
1.                    Комплект интерактивных мультимедийных учебников Интерактивные мультимедийные учебники должны входить в систему учебников, обеспечивающих достижение требований результатов освоения основной образовательной программы общего образования на основной ступени общего образования. Каждый интерактивный мультимедийный учебник должен включать тексты, мультимедийные демонстрационные материалы, в том числе интерактивные, систему заданий.
2.                    Словарь Для каждого слова должно быть дана аудиозапись  произношения и видеоряд. Должна быть обеспечена возможность группировки слов по темам и сортировки по алфавиту.
3.                    Набор текстов к учебным темам по английскому языку. В наборе должны быть представлены тексты на английском языке, тематика которых является обязательной для изучения учащимися в соответствии с примерной программой. Тексты должны быть снабжены аудиозаписями с вариантами прочтения текстов, а также видеорядом.
4.                    Набор диалогов на английском языке.  В наборе должны быть представлены диалоги различного характера: диалоги этикетного характера; диалоги-расспросы; диалоги-побуждения к действию, диалоги - обмен информацией, а также диалоги смешанного типа, включающие элементы разных типов диалогов на основе новой изучаемой тематики, в тематических ситуациях повседневного общения. По каждой теме должно быть представлено не менее 10 диалогов. Для каждого диалога должна быть предложена аудио и видео запись.
5.                    Информационные тексты об англоязычных странах.  В наборе «Информационные тексты о землях и городах англоязычных стран» должны войти короткие адаптированные текстовые статьи и видеоматериалы, содержащие дополнительный познавательный материал страноведческой тематики о странах говорящих на английском языке. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность.
6.                    Тексты художественных произведений на английском языке  В наборе должны быть представлены английские сказки, а также адаптированные фрагменты текстов художественных произведений английских писателей, которые могут быть рекомендованы учащимся для дополнительного изучения. Тексты должны быть представлены на английском и русском языках.
7.                    Набор основных терминов, названий и крылатых выражений на английском языке.  В наборе должны быть приведены наиболее употребительные термины, названия, словосочетания, пословицы и поговорки, являющиеся живыми фактами современного английского языка. Ресурсы набора должны представлять собой комплексные медиаобъекты, включающие текстовые материалы, звукоряд, видеоряд, элементы анимации, интерактивные задания, позволяющие учащемуся правильно выбрать и к месту употребить образное слово или выражение.
8.                    Иностранный язык. Набор рисунков.  Набор рисунков для изучающих Иностранный язык должен представлять собой информационные ресурсы статического синтезированного визуального ряда. В наборе должны быть представлены рисунки с изображением героев сказок; рисунки, иллюстрирующие учебные темы, тематические списки слов и др.
9.                    Иностранный язык. Набор фотоизображений.  Набор фотоизображений для изучающих Иностранный язык должен представлять собой информационные ресурсы статического реалистического визуального ряда..
В наборе должны быть представлены серии фотографий с видами стран мира, их земель и территорий, столиц и достопримечательностей.
10.                Иностранный язык. Набор карт.  Набор карт для изучающих Иностранный язык должен включать интерактивную карту мира, позволяющую получить информацию о странах мира, а также многофункциональные карты стран с изучаемым языком общения.
11.                Иностранный язык. Профили артикуляции и произношение.  В наборе должны быть представлены ресурсы статического синтезированного визуального ряда, демонстрирующие в графическом виде правильное расположение органов артикуляции в момент произнесения звуков английского языка. В наборе должны быть представлены аудиоресурсы, демонстрирующие правильное произношение звуков английского языка и их сочетаний.
12.                Иностранный язык. Набор интерактивных таблиц. Таблицы должны представлять собой интерактивные мультимедиа пособия, содержащие информацию, необходимую учащимся для выполнения устных и письменных работ в школе и дома. Таблицы должны содержать текстовые материалы, аудиоряд, графический ряд, элементы анимации и интерактивные задания, позволяющие отрабатывать и контролировать соответствующие знания и умения учащихся по английскому языку.
13.                Иностранный язык. Набор видеоматериалов.  Набор видеоматериалов для изучающих Иностранный язык должен содержать видеосюжеты диалогов в рамках изучаемой тематики; видеоэкскурсии по зарубежным  странам изучаемого языка и их столицам; известные кинофильмы и мультипликационные фильмы (фрагменты) на иностранном языке.
14.                Тематические списки слов на иностранном языке (аудиоматериалы)  С целью совершенствования слухо-произносительных навыков учащихся в наборе должны быть представлены аудиоресурсы, демонстрирующие правильное произношение слов английского языка, входящих в лексический минимум выпускников полной средней школы. Все ресурсы должны быть объединены в тематические группы слов.
15.                Иностранный язык. Набор упражнений.  Упражнение как отдельный объект набора - информационный ресурс, представляющий собой интерактивное учебное задание для отработки практических навыков по английскому языку.
Каждое упражнение представлено в следующих формах: текст упражнения; комментарии для выполнения упражнения, содержащие справочную информацию; текст выполненного упражнения (образец). Система оценки выполнения упражнений включает следующие разделы: поиск, нахождение и фиксация ошибок на основании сравнения с образцом; предъявление ошибок пользователю; справочные комментарии. Текст задания в упражнении должен предъявляться как в письменной, так и устной форме (речь диктора).
16.                Иностранный язык. Грамматический тренажер. Грамматический тренажер – обучающая информационная система, имитирующая различного рода грамматические конструкции и речевые ситуации, на которые учащийся должен адекватно и своевременного реагировать с точки зрения применения правил грамматики английского языка.
17.                Набор тестовых заданий по грамматике английского языка Тестовые задания по грамматике иностранного языка должны представлять собой набор информационных ресурсов, организующих систему контроля результатов обучения (текущую и итоговую), предлагающую учащемуся выбрать из ряда ответов правильный, либо расположить в нужной последовательности, либо заполнить пропуски и пр.
18.                Иностранный язык. Упражнения на отработку произносительной стороны речи  Набор должен включать в себя обучающе-контролирующие упражнения на отработку фонетико-фонематической и ритмико-интонационной стороны речи.
Упражнение должно позволять прослушать образец (дикторский текст) с возможностью визуализации речи в виде речевых графиков, сделать аудиозапись собственной речи обучающегося с соответствующим графическим отображением и сравнить график-образец с графиком произнесения речевого высказывания учеником, в том числе путем наложения с последовательным прослушиванием.
19.                Иностранный язык. Набор игр.  Набор увлекательных игр на инсотранном языке для овладения чтением, письмом, знаниями по лексике и грамматике.
20.                Библиотека учителя В наборе должны быть представлены материалы, необходимые учителю для организации учебно-воспитательного процесса как на уроках литературного чтения (учебно-методическая литература, сборники проверочных и тестовых заданий, примерные темы проектных работ), так и во внеурочной деятельности.
21.                Инструментарий учителя В данном наборе должно быть представлено программное обеспечение, позволяющее учителю осуществлять организацию и управление учебным процессом, при необходимости самостоятельно компоновать учебные материалы.
Набор инструментарию учителя целесообразно интегрировать в инструментарий информационной среды образовательного учреждения.
 
МАТЕМАТИКА
 
№ п/п Название ресурса (комплекта ресурсов) Аннотация
1.                    Комплект интерактивных мультимедийных учебников Интерактивные мультимедийные учебники должны соответствовать учебникам, включенным в федеральный перечень и входить в систему учебников (систему интерактивных мультимедийных учебников). Комплект учебников должен включать тексты, мультимедийные демонстрационные материалы, в том числе интерактивные, систему заданий.
2.                    Набор иллюстрированных учебных текстов Набор должен включать тексты, содержащие мультимедийные материалы, с изложением тем школьного курса математика и информатика.
3.                    Словарь математических терминов Словарь терминов должен включать определения понятий, встречающихся во всех разделах курса математики и информатики. В словаре терминов должны использоваться гиперссылки.
4.                    Набор материалов для проектной деятельности Ресурсы набора должны быть предназначены для организации работы учащихся над индивидуальными и групповыми проектами и охватывать все этапы выполнения проекта: от оформления замысла до оценки результатов. Материалы набора должны помочь учащимся освоить базовые способы деятельности, необходимые для работы над проектами, в том числе, основы работы с информацией, принципы планирования, навыки работы в группе с учетом распределения ролей.
5.                    Популярная и занимательная литература по математике В данном наборе должна быть представлены цифровые версии книг, содержащих дополнительный познавательный материал развивающего характера, которые могут самостоятельно использоваться учащимися в целях расширения знаний.
6.                    Набор математических таблиц Как информационные ресурсы таблицы по математике должны представлять собой интерактивные мультимедиа пособия, содержащие информацию, необходимую учащимся для выполнения практических работ в школе и дома. Таблицы должны содержать информационные текстовые материалы, графический ряд, элементы анимации.
7.                    Набор задач по математике  Задача как отдельный объект набора должна представлять собой интерактивное учебное задание для отработки и закрепления теоретических и практических знаний по основным разделам курса математики и информатики. Каждая задача должна быть представлена в следующих формах: текст задачи; комментарии для выполнения задачи, содержащие справочную информацию; образец решения одной из типичных задач. Система оценки решения задач должна обеспечивать поиск, нахождение и фиксацию ошибок, и рекомендации.
8.                    Набор анимационных моделей по математике Модель должна представлять собой ресурс, моделирующий (имитирующий) на экране компьютера изучаемые объекты и процессы. Математические модели должны способствовать организации исследовательской деятельности учащихся, позволяя им проводить наблюдения, выдвигать простейшие гипотезы и проверять их, отвечая на вопрос «Что будет, если…?»
 
9.                    Виртуальные лаборатории и конструктивные творческие среды Виртуальные математические лаборатории должны представлять возможность динамического, «живого» графического отображения математических объектов курса математики и информатики основного общего образования. Конструктивные творческие лаборатории должны обеспечивать возможность формирования алгоритмического мышления.
10.                Библиотека учителя  В данном наборе должны быть представлены материалы, необходимые учителю математики в процессе организации учебно-воспитательного процесса в школе (нормативные документы, учебно-методическая литература, сборники тестов, контрольных и проверочных работ, задачники и экзаменационные сборники, дидактические материалы, в том числе конспекты разработок уроков по избранным темам школьной программы).
 
ВложениеРазмер
Matrix_table.xls48 КБ