Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников

«Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» является составной частью проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).
 
Главная задача апробации электронных учебников заключается в  ответе на вопрос, может ли мобильное электронное устройство заменить весь комплект традиционных бумажных  учебников, существенно его дополнить, способствовать формирование межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения.

Задачами апробации являются:
  1. Исследование учебно-методических и организационно-экономических особенностей использования электронных учебников в учебном процессе.
  2. Анализ правовых аспектов оборота электронных учебников.
  3. Анализ соответствия различных типов мобильных устройств эргономическим и гигиеническим требованиям.
  4. Поиск оптимальных моделей внедрения электронных учебников.

Целевые группы реализуемого проекта— учащиеся и их родители, педагоги, руководители органов управления образованием и образовательных учреждений, производители мобильных электронных устройств, издатели.

Апробация рассчитана на год, и по ее итогам можно будет решать, стоит ли расширять проект, превращая его в широкий эксперимент. Если да, то предстоит разработать предложения по изменению нормативно-правовой базы, касающейся организации образовательного процесса в школах, рекомендации издателям, производителям устройств. Уже сейчас можно обсуждать достоинства и недостатки тех или иных устройств, но, не имея комплексных требований от системы образования, производители вряд ли смогут их соответствующим образом доработать. Такие требования появятся только по результатам апробации в школах.

В ходе апробации предстоит выяснить, в какой мере ученики и учителя готовы работать с электронным устройством как с основным источником учебной информации.

Возникают вопросы учета, оборота, защиты, дистрибуции, цены электронного контента для школ. На сегодня разные компании предлагают разные технологии.

Поскольку в связи с использованием бумажных учебников сложилась определенная модель отношений между издательствами, региональными властями, учителями, родителями, учениками, нужно будет рассмотреть варианты ее изменения в связи с использованием электронных учебников.

Для участия в апробации экспертами Федерального института развития образования рекомендовано 4 типа технических устройств:

Устройство для чтения электронных книг
Plastic Logic 100

  Устройство для чтения электронных книг
Ectaco JetBook Color
  Устройство для чтения электронных книг
Pocket Book Pro 902
  Школьный ноутбук на базе платформы
Intel Classmate PC
     

 
В разных школах планируется использовать разные типы устройств: первое - с небьющимся черно-белым пластиковым экраном, второе - с цветным экраном, третье - с черно-белым экраном и возможностью внешнего контроля через wi-fi, четвертое – полноценный планшетный компьютер. Разработано и запатентовано устройство, которое может администрировать электронные учебники – с его помощью учитель видит «свои» и «чужие» устройства, распределяет и контролирует образовательный  контент. Например, в школах Санкт-Петербурга планируется в ходе апробации использовать все типы  устройств. Но,  ко всем устройствам предъявляется требование соответствия размера интерактивного экрана странице учебника, то есть 10 дюймов. И это главное отличие электронных учебников, принимающих участие в апробации,  от ридеров, которые массово используются в быту как аналог бумажной книги. Есть еще ряд требований, в том числе минимальное время смены страниц, определенная оперативная память, низкий процент поломок.

Апробация электронных учебников проводится в 34 образовательных учреждениях 8 субъектов Российской Федерации:

г. Москва

г. Санкт-Петербург

Калининградская область

Самарская область

Кемеровская область

Республика Татарстан

Республика КОМИ

Тамбовская область

 
  Закупка мобильных технических устройств проводится регионами самостоятельно на средства региональных бюджетов. Поэтому каждый регион самостоятельно определяет устройства, из рекомендованного списка, которые будут использоваться в процессе апробации в его школах.
Такой подход позволит провести анализ педагогических и социально-экономических особенностей использования различных типов  интерактивных мультимедийных электронных учебников, соответствия различных типов электронных учебников гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников. Сравнительный анализ данных апробации позволит более четко сформулировать требования к интерактивным мультимедийным электронным учебникам, которые могут применяться в школе
Посмотреть список образовательных учреждений.

Содержательную основу электронных учебников, участвующих в апробации, составляют те учебники, по которым дети учатся в данных школах. Всего 57 учебников для 6 и 7 классов, не считая литературы для внеклассного чтения по следующим образовательным областям и учебным предметам:
  • Филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) – 6-7 класс.
  • Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) – 6-7 класс.
  • Математика и информатика (математика (6 класс), алгебра (7 класс), геометрия (7 класс), информатика  (6-7 класс).
  • Естественно-научные предметы (физика, биология) 6-7 класс.
  • Искусство (изобразительное искусство, музыка) 6-7 класс.
  • Технология (технология) 6-7 класс.
  • Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) 6-7 класс.вступление про учебники - список на отд странице.